Крушение военного самолета в Дакке унесло 31 жизнь, включая учителя, спасшего 20 детей ноя, 18 2025

В 14:30 по местному времени 21 июля 2025 года учебный самолет ВВС Бангладеш типа FT-7BGI рухнул на территорию колледжа Milestone College в северо-западной части Дакки. Погибло 31 человек — в основном студенты, но также и учитель Махерин Чоудхури, который, по свидетельствам очевидцев, вынес из горящего здания более 20 детей, прежде чем сам погиб от ожогов. Более 170 человек получили ранения, из них 24 — в критическом состоянии. В больнице имени Шахид Танвир Ахмеда 83% пострадавших страдают от ожогов третьей степени. Это самая тяжелая авиакатастрофа в стране за последние 37 лет.

Последние минуты полета

Самолет, китайская модификация советского МиГ-21, производимая Chengdu Aerospace Corporation, взлетел с военной базы в Дакке. По данным ВВС, через несколько минут после взлета возникли критические технические сбои. Пилот — 27-летний Тукир Ислам — выполнял свой первый самостоятельный полет без инструктора. Ему дали приказ катапультироваться, но из-за низкой высоты это было невозможно. Вместо этого он попытался увести самолет от жилых кварталов — и, по всей видимости, удержал управление до последнего момента. Самолет врезался в крышу колледжа, где к тому времени уже закончились занятия, но часть учеников оставалась в аудиториях. Огонь мгновенно охватил здание. Спасатели говорят: это был не просто удар — это был взрыв.

Траур и протесты

Во вторник, 22 июля, глава переходного правительства Мухаммад Юнус, лауреат Нобелевской премии мира, объявил общенациональный день траура. Выпускные экзамены в средних школах, запланированные на 22 и 24 июля, были отложены. Но траур не стал единственной реакцией. В Дакке вышли студенты — не просто молчаливо, а с требованиями. Они хотят, чтобы устаревшие самолеты F-7 BGI вывели из эксплуатации. Они требуют пересмотра системы подготовки летчиков. И они требуют прозрачности. Полиция Бангладеш ответила слезоточивым газом. Демонстрации продолжились в течение дня. В стране, где молодежь уже не раз выходила на улицы за права, эта трагедия стала катализатором.

Системная проблема, а не случайность

Системная проблема, а не случайность

Эксперт по авиационной безопасности Ахмед Рахман из Бангладешского технологического университета не сомневается: «Это не авария. Это результат пренебрежения». ВВС Бангладеш эксплуатируют 15 самолетов F-7 BGI, поставленных с 2006 по 2012 год. Все они — на грани износа. Средний возраст техники — почти 40 лет. Техническое обслуживание, по словам бывших летчиков, проводилось с нарушениями. Некоторые запчасти заменяли на неоригинальные. Китайская компания, по словам посла Ли Цзимин, направила в Дакку техническую группу — но это не утешает родителей погибших. «Они приехали, чтобы спасти репутацию, а не жизни», — сказала одна из матерей на похоронах.

Что дальше?

ВВС Бангладеш приостановили все полеты учебных самолетов F-7. Создан специальный комитет для расследования — с участием китайских и международных экспертов. Но вопрос не в том, кто виноват. Вопрос в том, почему это случилось именно сейчас. Почему в школу, где дети учатся, а не военную базу? Почему, если самолеты так старые, их не заменили? В 2019 году ВВС Бангладеш просили у Индии и России закупить новые тренажеры — но бюджет был перенаправлен на другие нужды. Теперь, когда погибли дети, деньги — уже не главное.

Последствия для всей страны

Последствия для всей страны

Катастрофа в Milestone College не просто трагедия. Это — зеркало. В стране, где 60% населения моложе 30 лет, где образование — единственный шанс на будущее, — кто отвечает за безопасность школ? Кто проверяет, что рядом с учебным заведением не летают устаревшие военные машины? Кто контролирует, чтобы пилоты не летали в одиночку, если у них нет опыта? Ответов пока нет. Но уже слышны голоса: «Мы больше не поверим обещаниям».

Frequently Asked Questions

Почему самолет F-7 BGI считается опасным для обучения?

F-7 BGI — устаревшая модификация МиГ-21, созданная в 1960-х годах. Он требует высокой физической подготовки пилота, плохо управляем на низких скоростях и уязвим к техническим сбоям. В 2020 году в Индии погибло 12 человек при аналогичном крушении F-7. В Бангладеш эти самолеты использовались для обучения даже без инструктора — что противоречит международным стандартам.

Сколько самолетов F-7 BGI находится в эксплуатации у ВВС Бангладеш?

По официальным данным, ВВС Бангладеш эксплуатируют 15 самолетов F-7 BGI, поставленных Китаем в период с 2006 по 2012 год. Все они находятся в эксплуатации дольше, чем предусмотрено производителем — средний срок службы — 25 лет, а этим машинам уже 13–19 лет. Некоторые из них прошли лишь частичный ремонт, без замены ключевых систем.

Почему пилот не катапультировался?

Катапультирование требует минимальной высоты — около 150 метров. Самолет разбился на высоте 30–40 метров над землей, в 1,2 км от взлетной полосы. На такой высоте катапульта не успевает раскрыться, а пилот получает смертельные травмы. Тукир Ислам, по данным ВВС, сознательно избегал катапультирования, чтобы не унести жизни мирных жителей.

Как реагирует Китай на катастрофу?

Китай направил техническую группу из Chengdu Aerospace Corporation для участия в расследовании. Посол Ли Цзимин заявил о «глубоком сочувствии», но не признал вины производителя. Китай не предоставил данные о технических дефектах, выявленных ранее в других странах, что вызывает подозрения в укрытии информации.

Были ли предупреждения о рисках раньше?

Да. В 2021 году бывший командир ВВС Бангладеш предупреждал правительство, что F-7 BGI «не соответствуют современным требованиям безопасности». В 2023 году международная организация ICAO выразила озабоченность по поводу «недостаточного уровня технического обслуживания» в стране. Эти предупреждения игнорировались из-за бюджетных ограничений и политического давления.

Что делать родителям, чьи дети учатся рядом с военными базами?

На данный момент нет законодательных ограничений на строительство школ рядом с аэродромами в Бангладеш. Но после трагедии в Milestone College активисты требуют принять закон о «зоны безопасности» — минимум 3 км от всех военных аэродромов. Пока это только заявления. Но в стране, где молодежь вышла на улицы, — возможно, скоро это станет реальностью.